Всем привет, меня зовут Аня, я компульсивная переедающая. Благодарю за возможность поделиться своим опытом на группе Восток. Несколько слов о себе, чтобы было понятно, как и почему я пришла в Содружество. Всю свою жизнь я с переменным успехом боролась с лишним весом, при этом не осознавала, что у меня проблемы с едой. В голове была масса причин для лишнего веса и такая же масса способов, как от этого избавляться.
Будучи в Программе, когда я писала историю по заданию, я вдруг поняла, что со стороны это выглядит как череда безумий, то есть у меня было представление, что если в этот раз не сработала очередная диета или очередной способ снижения веса, то в следующий раз он сработает наверняка. Нужно лишь чуть больше приложить усилий, постараться. А самое главное, были причины, почему в этот раз не сработало: потому что я устала, понервничала, тяжелая жизненная ситуация или наоборот отпуск. Могу сказать, что у меня разброс во взрослом возрасте между минимальным весом и максимальным составляет больше 60 кг. Честно говоря, и в минимальном и в максимальном весе я чувствовала себя не очень уверено, и это отражалось на всех сферах моей жизни. У меня было очень много страха перед людьми, которые, в моем понимании, что-то из себя представляли. В то же время у меня было много высокомерия и презрения к людям, которые, на мой взгляд, ничего не добились. У меня были тяжелые личные взаимоотношения.
Когда я пришла в Программу, я могла сказать, что у меня все более или менее в порядке было в плане работы, а во всем остальном не очень. И самое главное, у меня было постоянное чувство фоновой тревоги. Единственным способом, который мне помогал чувствовать себя хотя бы какое-то время лучше, была еда. Но с едой вес продолжал расти, и я пришла в Сообщество с одной единственной целью — похудеть. Не было у меня никаких желаний духовно расти, не было никаких представлений, что Программа каким-то образом изменит мою жизнь. Я ко многому уже привыкла и особо не думала, что у меня есть проблемы, кроме лишнего веса. Я пришла в Сообщество почти три года назад и начала ходить на группы, в основном, онлайн, т.к. в городе нет живых групп. На самом деле, большого значения это не имеет, главное, что группа у меня присутствует как нечто постоянное. Помню, на первом собрании услышала, как люди говорят о Боге, о Высшей силе, о духовных принципах и подумала: «Батюшки, куда я пришла? Что мне делать?». Я услышала про какую-то литературу, и это меня обрадовало, я решила, что мне достаточно будет взять литературу, по ней быстренько все изучить. Если нужно молиться, чтобы снизить вес, буду молиться. Книги появились достаточно быстро, одна из них была брошюра «Инструменты выздоровления». Когда я первый раз их прочитала, у меня появилась надежда. Контакт с Высшей силой и духовное возрастание мне было сложно и не понятно, а вот инструменты понятны, доступны и не требуют каких-то навыков или суперспособностей в использовании. Девять инструментов Программы АП: план питания, план действий, группы, чтение литературы, ведение записей, телефонные разговоры, служение, спонсорство и анонимность.
Коротко о том, какие инструменты и как я использую в жизни. Программа стала образом жизни. Первым моим инструментом была группа. Я сначала думала, что это просто собрание людей, чтобы поделиться опытом. Люди рассказывают плюс минус об одном и том же, но в разное время группы оказывают разное воздействие. Во-первых, группы — это дисциплина, во-вторых, это способ почувствовать, что я не одна, чувствовать себя частью целого для меня было очень важно. Именно в группах я нашла понимание и принятие. Ни мои родственники, ни друзья не могли понять, что такое пищевая зависимость. Сложно объяснить человеку, который от этого не страдает, почему я не могу остановиться, как мне больно, когда я вижу себя в зеркало, неважно сколько вешу, почему я поступила таким странным образом. На группе мне не нужно было это объяснять. Здесь я нашла единомышленников, спонсора, подспонсорных, научилась общаться здоровым образом. Есть правила на группе, которые применимы в обычной жизни: я не ввязываюсь в дискуссии по некоторым вопросам, не спорю до хрипоты, настаивая на своей точке зрения, стала терпимее к людям. Группа лечит меня от «успокоенности», когда мне кажется, что я уже все постигла, у меня все хорошо, я иду на группу и слышу, как человек также познал все, решил, что с ним все нормально, что можно отдохнуть от программы, и к чему это привело. Я говорю спасибо за то, что мне не пришлось проживать этот путь благодаря опыту другого. Все инструменты со временем начинают работать в связке.
Например, следующий инструмент — чтение одобренной литературы. Здорово, что на группе каждый день зачитывают что-нибудь из литературы, так как я услышала одно, а другие делятся иногда совсем другим взглядом на один и тот же текст. Это заставляет меня задуматься и с вниманием слушать другого человека.
В чем помогает такой инструмент как анонимность. Раньше я по многим критериям судила о человеке, прежде чем принять его точку зрения. На группе все равны. Анонимность помогает мне быть на равных, не лучше и не хуже другого человека, без сравнения себя с другими. Если кто-то хуже меня, во мне просыпается высокомерие, снобизм, а если лучше меня, то чувство неполноценности, зависти, беспокойство. Я увидела, что стала абсолютно спокойно относиться к людям, к которым раньше относилась с предубеждением из-за их статуса, материального положения. И группы, и анонимность хорошо работают с гордыней. Раньше мне было важно, чтобы меня заметили, отметили, восхищались.
Не могу не сказать об инструменте план питания. Сначала этот инструмент мне помогал хотя бы не обожраться. Со временем он менялся. Менялось количество приемов пищи, состав еды. Для меня это необходимый инструмент. Я компульсивная переедающая, за почти четыре года у меня так и не выработалось чувство насыщения, оно приходит в неожиданный момент, но даже его приход не означает, что я могу перестать есть. План питания — это опора, те стены, которые защищают меня от переедания. Я пишу его каждый день, так как незаписанный план питания у меня не работает, даже если я собираюсь есть тоже самое, что ела вчера. Когда я забывала записать, в моей голове начинали появляться мысли: «А какая, в принципе, разница яблоко или груша, 1 или 2, я же не переем, не объемся?» Как только начинается такая торговля, я понимаю, что это первые признаки безумия. План питания для меня один из главных инструментов, чтобы быть в воздержании. Воздержание — это отказ от компульсивной еды и компульсивного пищевого поведения. Благодаря воздержанию я нахожусь в трезвости, могу не принимать компульсивных решений не только относительно еды, но и трат, согласия или несогласия на что-то, быстрее успокаиваюсь. Для меня воздержание — это честное отношение к Богу. Для контакта с Высшей силой, как некое условие, я должна быть в воздержании.
Высшая сила делает для меня все, я для высшей силы могу сделать такой минимум. Воздержание — это как бы моя благодарность и мое условие для честного диалога, сотрудничества с Высшей силой.
Следующий инструмент, который я использую, это ведение записей. Каждый день я пишу план питания, я пишу письмо своему спонсору. Это дисциплина, это время, которое я трачу только на себя, дань уважения человеку, который тратит на меня свое время и ресурсы. Благодаря записям я могу концентрироваться на действительно важных для меня вещах. Например, мне сказали писать благодарности, я относилась к этому скептически: «За что быть благодарной? День как день. Ничего такого не случилось, медаль мне не дали, денежную премию не выписали». Надо писать, поэтому начала стараться увидеть, за что могу быть благодарна. Сейчас благодаря именно записям, наработанному навыку, я вижу, за что могу быть благодарна каждый день. Иногда могу быть благодарна просто за то, что этот день наконец закончился. Я благодарна за интернет, потому что я могу общаться с человеком из любой точки мира, могу участвовать в жизни Содружества, приходить на группы. Я благодарна за все свои бытовые условия, так как понимаю, что это не само собой разумеющееся для многих людей. За многое можно быть благодарной.
Часто на группах и при работе с подспонсорными я держу под рукой карандаш и бумагу, потому что иногда бывает цепляет какая-то мысль, иногда накидываю, о чем поразмышлять потом. Записи помогают сосредоточиться и не беспокоиться, а раньше я переживала, что не записала и забыла какую-то информацию.
Шаги. Я писала по каждому шагу ответы на вопросы, которые давал спонсор, делала записи из литературы. Без записи в голове будто не оформлено, неопределенно. Важно, когда делаю 10 шаг, когда меня беспокоит какая-то проблема, день пошел не туда. Когда я выписываю проблему на бумагу, она уменьшается или теряет свою интенсивность. Я пишу от руки, могу сделать заметки в телефоне, ноутбуке. Лучше всего у меня срабатывает связь голова-рука.
Еще один инструмент, о котором хочу сказать, это план действий. Наша литература говорит, что план действий может быть на ежедневной основе и на более длительной. У меня есть ежедневный план действий и план действий для определенных ситуаций. Когда я начинала придерживаться воздержания, было много компульсивных пищевых действий. Например, у меня очень большую проблему создавало то, что, когда я приходила с работы, первым делом шла на кухню и начинала есть. Ела весь вечер до сна. Я подумала, что, наверное, мне надо это время как-то разграничить, когда я пришла домой и время начала еды. Как только я это записала, это стало работать. Сейчас до сих пор 30-40 минут я не ем после работы, а делаю какие-то домашние дела: забираю вещи, отвечаю на письмо, лежу и отдыхаю. Тогда я, когда начинаю есть, то могу остановиться. Так же у меня был составлен план действий на то, что я не делаю во время еды: не читаю, не слушаю аудиокнигу, не смотрю фильм, не ем в других комнатах, кроме кухни, не ем стоя, не ем из кастрюли. Не сделать что-то это тоже план действия. У меня есть план действия по ситуации, например, когда я, будучи в программе, первый раз поехала в поездку, я не знала, как составить план питания, поэтому опиралась на план действий, что я не делаю в поездке, какую еду я не беру. Я записываю: я не перекусываю между приемами пищи и это работает. Хотя я не перечитываю что записала, не повторяю, как мантру, не клею бумажку на видном месте. Это просто работает в записанном варианте. План действий помог выделять время на Программу. Я делила лист блокнота на три части и каждый день записывала дела для работы, для дома и Программы.
Благодаря тому, что я записывала, когда у меня группа, когда работа по шагу, когда прослушивание спикерской, когда онлайн встреча с членом АП помогло мне плавно интегрировать Программу в мою жизнь. Сейчас я пишу, план действия изменился. Раньше я писала много пунктов (около 20) и к концу дня ужасно расстраивалась, когда что-то шло не так. Сейчас мой план действий предполагает дела, которые обязательно необходимо выполнить на завтра и на неделю. Данный инструмент позволяет мне увидеть, сколько я должна сделать и уже на этапе планирования убрать то, что никак не впишется в мое время.
Еще один инструмент выздоровления – спонсорство. Я пользуюсь им и как подспонсорная и как спонсор. Спонсор — это человек, который провел меня по шагам, с ним я могу обсудить любую ситуацию, касающуюся Содружества или обыденной жизни, также он мне напоминает, что нужно обратиться к Богу. Сначала меня удивляло, что, когда я обращалась к спонсору, она говорила, что нужно спросить у Высшей силы. Теперь я понимаю, что это отличный инструмент. Когда я прочитала, что спонсорство укрепляет наше выздоровление, я не очень это поняла, но по истечении времени могу сказать, что благодарна своим подспонсорным, потому что они укрепляют мое выздоровление. В момент передачи своего опыта (я не знаю, как это работает) он как будто больше закрепляется и понимается, когда говоришь другому человеку. Спонсорство также очень хорошо учит смирению, принятию, готовности. Готовность для меня — это способность действовать, несмотря на настроение, интерес. У меня нет желания писать план питания каждый день, ходить на группу, но есть готовность и я это делаю и получаю выздоровление. Мне может не хотеться читать литературу, но я это делаю и инструмент работает.
И еще один инструмент, о котором хочу сказать – это служение. Для меня это тесно связано с анонимностью, потому что мне очень помогло то, что на группах не говорится: «А сегодня ведущая нашего собрания замечательный человек, прекрасная мать, великолепная хозяйка и т.д.», а говорится просто: «Здравствуйте, меня зовут Аня, я компульсивная переедающая и ведущая нашей встречи сегодня». Это здорово. Служение в начале было на уровне группы, а сейчас у меня служение в Национальном совете обслуживания. Я очень рада этому, и мне кажется, это честно – получив, отдавать. Если не нести служение, как же будет существовать Сообщество? Кто-то должен провести группу, кто-то должен выложить шаги традиции, кто-то должен перечислить деньги во всемирный офис, кто-то должен участвовать в переводе и печати литературы, кто-то работать над нашим сайтом. Служение укрепляет собственное выздоровление и помогает развивать и поддерживать наше Сообщество.
И последний инструмент, наименее мною используемый, это телефонные разговоры. Я на связи со спонсором и подспонсорными ежедневно. Это не обязательно телефонный разговор, может и просто электронные средства связи. Позвонить или написать другому незнакомому человеку мне не всегда хватает желания и готовности. Я обращаюсь к человеку, которого услышала на группе, и по поводу служения на группе. Все девять перечисленных инструментов я использую и все они у меня работают. Программа работает, если я работаю по ней.
Данный текст был расшифрован из записи выступления Анны на собрании группы Анонимных Переедающих «Восток» от 9.05.2024. Набран и отредактирован для сайта АП 15.08.2024. Права на публикацию принадлежат сообществу АП.